12 июля 2012Онлайн-ритейлеры стали полноценными игроками рынка складской аренды
По мере развития рынка торговли через Интернет операторы онлайн-магазинов становятся все более заметными участниками рынка складской аренды. Только за второй квартал 2012 года они заключили три крупные сделки аренды складов класса А в столичном регионе. В последнее время онлайн-ритейлерам перестало хватать старых складских площадей внутри МКАД, и они начали активно искать подходящие высококачественные площадки поблизости к Москве.
В апреле—июне 2012 года при участии операторов интернет-торговли было заключено три крупные сделки по аренде складов класса А в московском регионе в общей сложности на 61 тыс. кв. м. По мнению участников рынка, появление спроса на высококачественные склады со стороны интернет-магазинов — логичный шаг для компаний сектора e-commerce, переживающего бурный рост. «Прежде компании этого сектора не являлись заметными участниками рынка аренды, однако на фоне бурного роста рынка онлайн-торговли доля таких арендаторов будет расти», — считает директор, руководитель отдела складских и индустриальных площадей Jones Lang LaSalle Петр Зарицкий.
В первую очередь новая тенденция коснется городов-миллионников, считает директор департамента индустриальной и складской недвижимости, земли Knight Frank Вячеслав Холопов. По данным эксперта, в первом полугодии на долю онлайн-ритейлеров в столичном регионе пришлось 12% от общего объема сделок со складами класса А (68 тыс. из 562 тыс. кв. м). Одной из крупнейших стала недавняя аренда компанией KupiVIP у Raven Russia 20,5 тыс. кв. м в логистическом парке «Климовск» (консультант — Jones Lang LaSalle). Ставка аренды могла составить в данном случае около 130 долл. за 1 кв. м в год, считает г-н Холопов.
«На сегодняшний день доля онлайна в общем обороте розничной торговли остается небольшой — около 2%, но темпы роста его оборота в четыре-пять раз превышают аналогичные показатели традиционного ритейла», — говорит руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин магазинов в ассоциации с CBRE» Андрей Васюткин. По данным InSales, рост за 2011 год составил 30%. «Из общего оборота в 19 трлн руб. на онлайн приходится около 400 млрд руб.», — уточняет генеральный директор Infoline Иван Федяков.
Специфика ведения онлайн-торговли формирует у арендаторов и особые пожелания при поиске складских площадей. В частности, как замечает директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International Владислав Рябов, больший по сравнению с традиционными ритейлерами штат сотрудников требует больше административно-бытовых помещений. «В то же время в связи с высокой оборачиваемостью онлайн-ритейлеры часто не требуют большой высоты хранения либо устанавливают мезонинные стеллажи, которые позволяют осуществлять штучный подбор», — добавляет эксперт.
В свою очередь Вячеслав Холопов добавляет, что необходимость оперативно доставлять товары заставляет онлайн-ритейлеров выбирать склад максимально близко к Москве либо на шоссе с хорошей транспортной доступностью — это прежде всего западное и южное направления.
Процесс миграции распределительных центров онлайн-магазинов за пределы МКАД пока только начался, но потенциал спроса довольно высок. «Сегодня большинство интернет-магазинов имеют небольшие склады низкого класса, часто расположенные в пределах МКАД, — объясняет Петр Зарицкий. — Рост онлайн-торговли будет способствовать развитию складской инфраструктуры как онлайн-магазинов, так и офлайн-ритейлеров». При этом, как добавляет эксперт, с ростом объема бизнеса и расширением ассортимента все больше интернет-магазинов будут перемещаться в склады класса А за пределами МКАД.
Алексей Пастушин
Источник:
РБКdaily Все новости