23 января 2012Малогабаритное жилье: сдавать или проживать
Сами малогабаритки появились не сейчас, а более полувека назад, еще до появления "хрущевок", и тогда они назвались "малосемейками" или же, в соответствии с официальными документами, - малогабаритными квартирами. На тот момент времени это была реальная возможность быстро решить жилищные проблемы, обеспечив максимальное количество семей пуcть малыми по площади, но всё-таки собственными квартирами. Молодыми людьми они рассматривались как вариант переехать от родителей или не жить в общежитии, предприятиями - "заинтересовать" работника и т.д.
В последние полтора-два года на рынок вышло сразу несколько проектов малоэтажных многоквартирных домов, предлагающих квартиры площадью 20-25 квадратных метров, а иногда и меньше. По привычке такие квартиры именуются малогабаритками, рассказывает Владимир Воронин, президент Финансово-строительной корпорации "Лидер".
Сейчас то, что предлагается с метражом 20-25 метров - по сути, те же "малосемейки". Но появляются они уже не только в блочных или панельных домах, но и в качественных монолитных строениях. При этом стандартной квартирой эконом-класса по-прежнему считается максимально дешевая квартира, но, если говорить об "однушках" - это помещения площадью 35-38 кв. метров.
Квартиры меньшей площади сегодня еще не достаточно распространены, считаются менее престижным, "первым" жильем приехавших из других регионов и как полноценное жилье на длительный срок (лет на 10) практически не рассматриваются.
И, тем не менее, такие предложения появляются - значит, на них растет спрос. Малогабаритные квартиры позволяют решить жилищную проблему здесь и сейчас, поэтому этот продукт интересный и востребованный определенной группой покупателей. Малогабаритки покупают две категории людей: первые для того, чтобы сдавать это жилье потом в аренду, вторые - чтобы какое-то время в этой квартире проживать.
В то же время люди предпочитают малогабаритки в составе "обычного" дома, а не в составе отдельного ЖК только с маленькими квартирами, справедливо опасаясь быстрого превращения такого дома в трущобы из-за наплевательского отношения "как-бы временно проживающих" к общедомовой собственности и к соседям. Пока же девелоперы предпочитают если и строить дом из однокомнатных квартир, то стандартных площадей. С ходу успешные проекты многоэтажки с малогабаритками даже не приходят на ум.
Конечно, продавать небольшие однушки можно намного быстрее и успешнее, чем многокомнатные квартиры большой площади. Но есть и объективные препятствия для наводнения рынка маленькими квартирами - строительные нормы. Во-первых, по нормам инсоляции невозможно располагать квартиру с окнами только на север, а значит,на 1/4 фасадов дома такие квартиры не разместишь.
Во-вторых, ряд норм (на количество машиномест, например) рассчитывается исходя из количества квартир, а значит больше квартир - больше инфраструктурная нагрузка проекта.
В-третьих, возрастает количество инженерии в доме (венткамеры, трубы и т.п.), что заметно удорожает проект.
Поэтому количество однокомнатных квартир в доме предопределяется классностью жилья и его месторасположением. На рынке есть несколько проектов, в рамках которых 90% квартир в доме - это однушки, причем малой площади. В основном, конечно же, речь идет о малоэтажке, но тем не менее. Причем в своем позиционировании девелоперы однозначно делают акцент на молодых людей (молодые пока еще бездетные семьи), а объекты территориально расположены в Подмосковье. В среднем количество однушек редко превышает 50% в многоэтажном доме.
Другой интересный вариант, где доля однушек велика - это курортная недвижимость, т.е. проще говоря "свой кусочек у моря" за минимальные деньги. Так, к примеру, компания ФСК "Лидер" реализует большой проект в Геленджике под названием "Столичный Квартал". И если взять, например, корпус 16, то доля однокомнатных квартир составляет более 85%, трехкомнатных квартир в корпусе не предусмотрено в принципе.
Совсем недавно ФСК "Лидер" проводила исследования, с целью понять, кто является покупателями квартир в Подмосковье, каков их социальный, экономический и гендерный портрет, какова их мотивация. По данным исследованиям, мы определили, что более 75% покупок совершается с целью последующего самостоятельно проживания, причем доля "семейных" составляет около 70%.
Также, согласно опросам, практически никто из покупающих "малогабаритку" не планирует жить там более 5 лет, и в целом такая покупка расценивается как временное жилье или некая промежуточная ступенька перед покупкой "полноценной" квартиры.
/Личные Деньги
Все новости