Здоровая среда оценки
РКОНаблюдательный советОрганам властиКорпоративным клиентам
Найти членов РКО

Рейтинги членов РКО
Новости
События РКО

Новости

20 декабря 2011

Зарубежная недвижимость подвела итоги года


За последние три года рынок зарубежной недвижимости в целом восстановился после кризиса, который особенно ударил по элитному сегменту. Количество продавцов растёт, в основном за счёт возникновения новых небольших агентств. При этом, у большинства продавцов основные продажи сосредоточены в какой-либо одной ценовой категории и в одной стране. Однако предложение начинает преобладать над спросом, поэтому некоторые риелторы сталкиваются с трудностями.

Самые популярные страны среди русскоязычных покупателей недвижимости - Болгария и Испания, также среди востребованных направлений - Италия, Турция и Черногория, свидетельствуют данные исследования Tranio.ru.

Эксперты опросили 370 представителей рынка зарубежной недвижимости для русскоязычных покупателей, из которых 253 (68,4 %) представляют агентства недвижимости, а 117 (31,6 %) - частные риелторы.

Участники исследования продают и сдают в аренду недвижимость более чем в 60 странах. Особенно выделяются 4 страны, в каждой из которых работают более 10 % всех респондентов:

  • 1. Испания - 15,7 %
  • 2. Болгария - 14,3 %
  • 3. Италия - 11,4 %
  • 4. Турция - 10,8 %

За ними следуют 5 стран, популярность которых находится между 5 и 10 процентами: Черногория (8,4 %), Латвия (8,1 %), Кипр (7,3 %), Германия (7,3 %), Франция (6,8 %). Наконец, есть ещё 6 стран, составляющих заметную долю в результатах анкетирования: Чехия, Греция, США, Великобритания, Португалия, Таиланд.

Большинство продавцов (81,0 %) фокусируются на какой-либо одной стране. Остальные в основном продают недвижимость в 2-3 странах, близких по ценовой категории, географическому расположению и культурным особенностям. Продажами в 5 и более странах занимаются всего 6,6 % респондентов, причём большинство из них - крупные международные агентства.

Сосредоточение на одной стране ярко выражено в Болгарии. Здесь всего 30,8 % агентств работают также где-либо ещё, причём больше половины из них предлагают объекты в Республике Кипр.

Кроме Болгарии, узкая фокусировка характерна для Турции, Черногории и Латвии. Всё это - относительно молодые рынки стран, недавно начавших интеграцию в европейское сообщество.

Наоборот, вести деятельность в нескольких странах - распространённая практика для тех, кто реализует недвижимость в Испании. Из них 41,3 % занимаются также другими государствами - в первую очередь Италией. Вообще, Италия и Испания плотно ассоциируются: из агентств, работающих в какой-либо одной из этих стран, около трети работают также и в другой.

Италию и Испанию можно назвать ядром группы тесно связанных стран, куда также входят Франция, Кипр и отчасти Германия. Среди продавцов, которые предлагают недвижимость в какой-нибудь из этих стран, высока доля тех, кто также продаёт объекты в других странах этой группы. Особую "кучность" этих стран можно объяснить тем, что они образуют давно устоявшийся рынок курортной недвижимости, где за долгие годы развития сложились многочисленные связи между риелторами, представляющими разные страны.

Партнеры Tranio.Ru подтверждают, что покупатели недвижимости в Старой Европе нередко начинают искать жильё в одной стране, а приобретают в итоге в другой. Таким образом, продавцам важно развивать несколько родственных направлений, чтобы не терять потенциальных покупателей.

Можно заметить, что почти никто из риелторов не занимается одновременно двумя самыми популярными направлениями - Испанией и Болгарией.

Что касается Великобритании, то её чаще всего сочетают с исторически близкой Францией: 46,2 % продавцов Великобритании также предлагают объекты во Франции.

В анкетах практически не представлен Египет, который до переворота весной 2011 считался перспективным рынком. Недвижимость в этой стране реализуют всего 7 агентств, причём никто из них не рассматривает Египет как главное и тем более как единственное направление.

Ценовые категории

У большинства продавцов основные продажи сосредоточены в какой-либо одной ценовой категории.

В целом по рынку почти половина респондентов ориентируется на дешёвую категорию (объекты стоимостью до 200 000 долл.), и более 40% - на среднюю. Немногие продают в основном элитную недвижимость (дороже 1 000 000 долл.).

В отдельных странах проявляются заметные отличия от общего распределения. Так, объекты дешёвой ценовой категории преобладают на молодых рынках, а продавцы в основном фокусируются на какой-либо одной стране. В Старой Европе большинство продаж сосредоточены в среднем ценовом сегменте, а многие агентства предлагают объекты сразу в нескольких странах.

Для Великобритании характерны высокие объёмы продаж по сравнению со среднемировым уровнем, причём особенно много сделок с недвижимостью премиум-класса. В США элитная недвижимость тоже занимает повышенную долю рынка.

Средняя ценовая категория (от 200 000 до 1 000 000 долл.) доминирует в Чехии (72,2%) и Франции (62,5%). Также этот диапазон отметили многие респонденты, работающие в Испании, Греции и на Кипре. По нашему мнению, это может быть простимулировано кризисом, а также общим снижением стоимости недвижимости в этих регионах и спроса на неё.

Можно выделить и "дорогие" страны, то есть такие, где особенно много риелторов, ориентирующихся на высший ценовой сегмент. В первую очередь это США, где соответствующую категорию отметили 25,0 % продавцов. Этот показатель существенно выше среднего также в Великобритании, Франции и Италии.

Продажи в 2010

Эксперты спрашивали продавцов об объемах продаж (в денежном выражении) и количестве проданных объектов в 2010 году. В целом по рынку оба показателя распределились похожим образом: большинство указали минимальный из предложенных вариантов. Примерно вдвое меньше было тех, кто выбрал средний сегмент, и небольшое количество респондентов отметили наивысшую категорию:

Продажи в отдельных странах

Результаты по самым популярным странам - Болгарии, Испании, Италии и Турции - близки к средним по рынку, хотя в Турции более выражена доля агентств, продавших от 20 до 50 объектов.

На этом фоне особенно примечательна ситуация в США, где чрезвычайно много риелторов, демонстрирующих крупные объёмы продаж и (или) большое количество проданных объектов. У 22,2 % американских продавцов продажи в 2010 году превзошли 30 млн долл., а 33,3 % продали более 50 объектов недвижимости.

По мнению аналитиков Tranio.ru, существенные отличия показателей США от Европы объясняются не только гигантскими объёмами самог? американского рынка, но и тем, что русскоязычные покупатели в меньшей степени стремятся приобретать в этой стране курортное жильё, куда они могли бы ездить на отдых. Добираться до американского континента дольше, дороже и хлопотнее, чем, например, до побережья Испании. Поэтому большинство покупателей недвижимости в США имеют деловые (в том числе инвестиционные) интересы, а также планируют перебраться в эту страну на постоянное место жительства или, по крайней мере, жить и работать здесь б?льшую часть времени. Эти выводы подтверждаются заявками, которые поступают на Tranio.Ru от потенциальных покупателей.

Среди европейских стран успешнее всех выглядит Великобритания, где большие объёмы продаж отметили 12,5 % респондентов, что в 4 раза больше среднего. От неё ненамного отстаёт Франция - правда, здесь больше характерны годовые объёмы от 2 до 30 млн долл.

В Латвии особенно велика (75,0 %) доля агентств, продавших менее 20 объектов. Мы связываем это в первую очередь с последствиями кризиса, который особенно сильно ударил по этому молодому рынку после бурного роста в начале 2000-х. Недавняя программа "экономического гражданства" немного оживила латвийский рынок, но не смогла вывести его из упадка.

Похожая ситуация сложилась в Черногории, хотя там показатели ближе к средним значениям. По нашим наблюдениям, за последние годы интерес русскоязычных покупателей "перегрел" черногорский рынок, но теперь спрос насытился, поэтому объёмы продаж снижаются.

Перспективы рынков

Удивительно, но более половины респондентов (51,7%) отмечают, что заключение сделок в среднем занимает меньше 3 месяцев. Впрочем, немало и тех, кто указывает типичный срок от 3 до 6 месяцев (39,9 %). Для оставшихся 8,4 % характерны более долгие сроки.

Респондентов спрашивали, какую среднюю комиссию они платят агентам за каждый проданный объект и каков типичный размер зарплаты менеджера по продажам. В целом по рынку, большинство продавцов (61,1%) выплачивают комиссию от 3 до 5 % от стоимости недвижимости, а зарплата менеджеров редко превышает 5 000 долл. в месяц.

В странах Старой Европы показатели близки к средним, что может говорить о стабильности и консервативности этого рынка. Особенно благополучной выглядит Италия, где комиссию более 5 % предлагают всего 3,3 % продавцов.

Высокие комиссии особенно характерны для Турции (37,9% продавцов), а также отмечены в Болгарии, Великобритании и Греции. Но если в Великобритании это связано с подъёмом рынка недвижимости, то в Греции, наоборот, продажи падают на фоне общего кризиса, поэтому продавцы пытаются стимулировать их повышенными комиссиями.

В Латвии много тех, кто отметил небольшие комиссии (40 % продавцов) и низкие зарплаты менеджеров (60 %).

Динамика продаж

42,2 % респондентов предоставили данные о продажах не только за 2010, но и за два предыдущих года. Это позволяет сделать общие выводы о динамике рынка зарубежной недвижимости в 2008-2010.

В 2008-2010 годах рынок зарубежной недвижимости в целом сохранял стабильность. О стабильном объёме продаж на протяжении всех трёх лет сообщают 79,2 % участников опроса, об устойчивом количестве проданных объектов - 68,4 %. Это можно понимать так, что рынок в целом сохраняет стабильность, хотя заметны колебания в отдельных странах и отдельных ценовых категориях.

Чтобы сравнить показатели 2008-2010 годов, можно посмотреть, сколько агентств в каждом из этих лет попадали в ту или иную категорию по объёмам продаж и по количеству проданных объектов.

Объём продаж (млн долл.)

До 2

От 2 до 5

Более 5

2008

66,7 %

27,5 %

5,8 %

2009

72,6 %

24,4 %

3,0 %

2010

67,3 %

29,7 %

3,0 %

 

Проданных объектов

До 20

От 20 до 50

Более 50

2008

53,5 %

24,8 %

21,7 %

2009

57,2 %

23,9 %

18,9 %

2010

61,7 %

24,7 %

13,6 %

Это согласуется с нашими наблюдениями, что количество продавцов на рынке увеличивается, причём в первую очередь за счёт небольших агентств. Однако предложение начинает преобладать над спросом, поэтому не менее 20 % риелторов сталкиваются с трудностями.

Продажи в отдельных ценовых категориях демонстрируют разную динамику. В следующих таблицах по-прежнему показаны доли участников рынка, попадающих в ту или иную категорию.

Ценовая категория до 200 000 долл.

В этом сегменте плавно растёт количество продавцов (особенно мелких), а спрос так же плавно насыщается. Поэтому небольшие объёмы годовых продаж (до 20 объектов) становятся более характерными, а количество продавцов с крупными объёмами медленно уменьшается. Наблюдая за активностью покупателей и продавцов на Tranio.Ru, аналитики предполагают, что в 2011 году эта тенденция сохранится.

Ценовая категория от 200 000 до 1 000 000 долл.

Ситуация в этой категории похожа на предыдущую, хотя более заметно проседание рынка в результате кризиса 2008 года. После этого значительно уменьшился процент тех, кто продаёт много объектов. Доля продавцов с небольшим количеством объектов вернулась к докризисным показателям и немного превысила их.

Ценовая категория более 1 000 000 долл.

По этому сегменту рынка кризис ударил сильнее всего. Особенно пострадала группа продавцов с портфолио средних размеров. После кризиса крупные агентства с большим ассортиментом объектов практически восстановили свои позиции, а большинство "середнячков" перешли в низшую категорию по количеству проданных объектов.

Аренда

Больше половины респондентов (57,1 %), кроме продажи недвижимости, занимаются также арендой.

По количеству арендодателей снова лидирует Турция: 79,2 % агентств, работающих в этой стране, указали аренду в перечне своих услуг. По нашему мнению, это связано с тем, что Турция испытывает колоссальный наплыв туристов, особенно из России. Многие из них не останавливаются в отелях, а предпочитают арендовать апартаменты и виллы.

Многие компании предлагают аренду недвижимости в США (76,9 % от всех продавцов в этой стране), Франции (72,2 %) и Великобритании (70,0 %). Мировые центры деловой и финансовой жизни привлекают множество приезжих, которые поселяются в съёмном жилье,- например, по делам работы, бизнеса или учёбы.

Наоборот, в Болгарии немного арендодателей - всего 47,6 % от всех агентств. Поскольку здесь самая дешёвая недвижимость, для многих иностранцев становится целесообразнее покупать её, чем арендовать.

Сопутствующие услуги

Существенное количество агентств оказывают сопутствующие услуги: юридическое сопровождение сделок, управление недвижимостью, послепродажную поддержку, оформление виз. Таковы доли респондентов, предлагающих каждую из этих услуг:

Юридическое сопровождение сделок

68,4 %

Управление недвижимостью

49,6 %

Послепродажная поддержка

49,6 %

Оформление виз

26,2 %

Застройщики гораздо чаще предоставляют дополнительные услуги, чем "чистые" продавцы. Так, среди застройщиков юридическое сопровождение указали 90,3 %, среди арендодателей - 77,0 %. Компании, которые не только продают недвижимость, но также сами строят или сдают в аренду,- как правило, более крупные. Поэтому они стремятся оказывать широкий спектр сопутствующих услуг.

Популярность дополнительных услуг среди застройщиков также можно объяснить тем, что многие из этих компаний стремятся извлекать прибыль из объектов, которые построены, но ещё не проданы. Это вынуждает их заниматься эксплуатацией недвижимости, её поддержкой и сдачей в аренду.

Целых 37,9 % респондентов занимаются одновременно юридическим сопровождением, управлением и послепродажной поддержкой.

Оформление виз оказалось малораспространённой услугой всюду, кроме Чехии, где этим занимаются 66,7 % агентств.

/Личные Деньги

Все новости

Copyright © 2005,
Российская коллегия оценщиков
Создание сайта:
119017, Москва,
Малая Ордынка, дом 13, строение 3;
Телефоны: (495) 951-03-20, 951-51-60, 951-56-58, 748-20-12