01 сентября 2011Первая грузовая прошла недооценку
Стартовая стоимость компании на 20% ниже рыночной
ОАО РЖД сможет продать крупнейшего в стране железнодорожного оператора, Первую грузовую компанию, до конца года. Совет директоров монополии назначил аукцион по 75% акций ПГК на 28 октября. Новая стартовая цена оказалась ниже прогнозов — 125 млрд руб. Но ОАО РЖД надеется на рост стоимости актива в ходе торгов. Аналитики согласны с этим, отмечая, что текущая оценка ПГК ниже рынка минимум на 20%.
Вчера поздно вечером совет директоров ОАО РЖД одобрил проведение аукциона по продаже 75% минус 2 акции Первой грузовой компании (ПГК). Аукцион назначен на 28 октября, сообщило Reuters со ссылкой на свои источники. Стартовая цена пакета, по данным агентства, составит 125 млрд руб., шаг аукциона — 500 млн руб. Окончательные параметры торгов монополия официально объявит 6 сентября.
Заседание совета прошло «неспокойно», рассказал “Ъ” один из участников. По его словам, долго обсуждалась оценка, которую подготовила KPMG. «Мы задавали оценщику много вопросов о том, как учитывались те или иные факторы»,— пояснил собеседник “Ъ”. В итоге основным аргументом для принятия оценки KPMG стало то, что уже сейчас о своем желании купить акции ПГК заявили четыре крупных игрока и можно рассчитывать на существенный рост стоимости пакета в ходе торгов.
Приведенная Reuters стартовая цена лишь на 8,5% выше предыдущей оценки пакета ПГК, которую KPMG проводила весной. Тогда совет директоров ОАО РЖД одобрял минимальную цену пакета в 115 млрд руб. (100% акций оценили в 153 млрд руб.). Президент монополии Владимир Якунин в начале августа предполагал, что цена пакета должна увеличиться на 20%, а эксперты “Ъ” ждали чуть ли не двукратного роста (см. “Ъ” от 27 июля). Причина — существенный рост финансовых показателей ПГК в первом полугодии. Выручка компании увеличилась на 37%, до 58,7 млрд руб., чистая прибыль — почти втрое, до 10,3 млрд руб. Аналитики считали, что, исходя из таких показателей, 100% акций компании должны стоить 200–280 млрд руб., а за продажу контроля в ПГК ОАО РЖД должно получить еще и премию к этой цене.
По словам опрошенных “Ъ” участников рынка и претендентов на ПГК, цена пакета в ходе аукциона может вырасти на 20–45%, то есть до 150–180 млрд руб. «Примерно на такие деньги рассчитывают две компании, которые будут участвовать в торгах»,— поясняет источник “Ъ”, близкий к одному из претендентов. Официально о привлечении средств пока заявляла только группа Globaltrans. На прошлой неделе ее гендиректор Сергей Мальцев говорил, что компания может привлечь кредит синдиката банков во главе с J.P. Morgan на сумму более $5 млрд. На сегодняшний день помимо структур Globaltrans ходатайство в ФАС подали компании «Нефтетранссервис», Независимая транспортная компания (входит в транспортный холдинг UCLH Владимира Лисина) и «Трансойл» (на 66% принадлежит Геннадию Тимченко, на 33% — основным акционерам Globaltrans).
Дмитрий Конторщиков из «Ренессанс Капитала» говорит, что нынешняя оценка ПГК на 40% ниже того уровня, на котором торгуется Globaltrans, если брать мультипликатор публичной компании по выручке, и на 20%, если смотреть на мультипликатор по EBITDA. «Такой дисконт делает ПГК привлекательной, но, безусловно, претенденты заплатят больше: право владеть крупнейшей компанией в отрасли стоит явно дороже 125 млрд руб.»,— говорит он. Но кратного увеличения цены не будет, уверен аналитик. Globaltrans, например, уже заявила, что не собирается «фанатично» торговаться за компанию и в случае неудачи на аукционе будет продолжать органический рост.
Александр Панченко
"Коммерсантъ-Online", 31.08.2011 // 18:44
Все новости