Здоровая среда оценки
РКОНаблюдательный советОрганам властиКорпоративным клиентам
Найти членов РКО

Рейтинги членов РКО
Новости
События РКО

Новости

01 сентября 2011

Налог на недвижимость требует тонкой настройки


Правительство надеется ввести в стране с 2013 года единый налог на недвижимость. Он заменит собой два нынешних – налог на имущество и налог на землю. Как это повлияет на финансовое положение граждан и на предприятия, РИА «Новости» поинтересовалось у соруководителя экспертной группы №6 «Налоговая политика» по обновлению «Стратегии-2020», президента общероссийской общественной организации «Деловая Россия», А.С.Галушки.

РИА «Новости»: Как отразится введение единого налога на недвижимость на простых гражданах? Не получится ли, что им придется платить непосильный налог?

А.С.Галушка: Налог на недвижимость – это такая вещь, которая требует тонкой настройки. Например, предложения, которые формируются сейчас в рамках нашей экспертной группы, предполагают, что обязательно должен быть налоговый вычет для граждан.

Что это означает? Это означает, что до 50 кв. м на человека, на наш взгляд, вообще не должны облагаться никакими налогами. Все, что сверх этого, должно облагаться по значительной, существенной ставке. Практически это означает, что, например, для семьи из трех человек 150 м не облагается налогом вовсе, если мы говорим о квартире. Но если у такой семьи из трех человек не 150 м, а 200 м, то в этом случае эта избыточная площадь – эти 50 метров и облагаются налогом, исходя из рыночной стоимости.

Но кроме самого тезиса, самого заявления, что у нас вместо налога на землю и налога на имущество теперь будет один налог – налог на недвижимость, очень важны такого рода детали: какой будет налоговый вычет и какова будет ставка налога. Потому что в принципе понятно, что можно подобрать такую ставку налога, при которой общий уровень налоговой нагрузки вообще не изменится. Изменится только структура. Кто-то станет платить больше, кто-то меньше, но в целом – одинаково. Кроме того, важен вопрос, какие льготные категории плательщиков будут предусмотрены. И помимо этого очень важная вещь, когда мы говорим о налоге на недвижимость, – уплата налога пенсионерами и нетрудоспособными лицами. Как этот вопрос будет решен? Какие льготы будут предоставлены? Без ответа на эти принципиальные, критически важные вопросы для формирования этого налога дать ответ о том, какие будут последствия, невозможно.

РИА «Новости»: Это что касается граждан. Однако промышленные предприятия, обладающие, как правило, огромными территориями, и так зачастую субсидируются из бюджета. Не станет ли для них новый налог непосильной ношей?

А.С.Галушка: Наверное, в принципе и ненормально, что такие предприятия занимают гектары в городе. В общем-то, это естественная функция налога на недвижимость – стимулировать эффективное перераспределение земель между различными видами использования и категориями плательщиков.

РИА «Новости»: Однако предприятия могут просто обанкротиться еще до того момента, когда отшлифуются все механизмы взимания нового налога.

А.С.Галушка: Все эти предприятия уже сейчас фактически платят налог на землю от кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной. Все эти предприятия платят налог на имущество юридических лиц, который составляет 2,2% от балансовой стоимости имущества. Говорить о банкротстве не приходится.

Для юридических лиц скорее произойдет некая шлифовка в рамках объединения этих налогов, потому что в отличие от физических лиц, которые платят сейчас 0,1% от инвентаризационной стоимости, юридические лица платят более 2% от балансовой стоимости. В общем-то, и так достаточно серьезные деньги приходится платить в виде налогов на имущество. Если сравнить сборы, то по налогу на имущество юрлиц сборы более 300 млрд рублей, а по налогу на имущество физлиц они составляют где-то 16 млрд.

РИА «Новости»: Получается, что налоговая нагрузка на юридические лица будет немного снижена?

А.С.Галушка: Для некоторых категорий она снизится, для некоторых – увеличится. Увеличится для тех, у кого высокая реальная рыночная стоимость, а снизится для тех, у кого низкая реальная рыночная стоимость. Потому что одна из проблем имущественных налогов – проблема, которая, собственно, и побуждает реформирование, состоит в том, что балансовая стоимость совершенно не учитывает реальную стоимость имущества. Получается так, что балансовая стоимость высокая, а реальная рыночная стоимость низкая, либо, наоборот, – балансовая стоимость низкая, а реальная рыночная стоимость высокая. Реформа имущественных налогов в первую очередь призвана устранить такие перекосы и ввести принцип связанности налога с реальной стоимостью. Дороже у тебя имущество – больше платишь. Дешевле у тебя имущество – меньше платишь.

РИА Новости

Все новости

Copyright © 2005,
Российская коллегия оценщиков
Создание сайта:
119017, Москва,
Малая Ордынка, дом 13, строение 3;
Телефоны: (495) 951-03-20, 951-51-60, 951-56-58, 748-20-12