Здоровая среда оценки
РКОНаблюдательный советОрганам властиКорпоративным клиентам
Найти членов РКО

Рейтинги членов РКО
Новости
События РКО

Новости

26 января 2011

Минэкономразвития создаст единую модель саморегулируемой организации


Минэкономразвития намерено вплотную заняться саморегулированием в России. До 1 марта 2011 года ведомство планирует переписать базовый закон о саморегулируемых организациях.

Основная цель - максимально унифицировать действующую систему саморегулирования и создать универсальный механизм работы СРО вне зависимости от сферы экономической деятельности. Помимо этого министерство готово к 1 февраля разработать поправки в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие санкции для руководства СРО за нарушения законодательства. Об этом говорится в докладе минэкономразвития "Об итогах анализа и практики применения законодательства РФ о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности", который представлен в правительство. В нем кабинету министров предложено поручить министерству подготовить соответствующие инициативы.

Эксперты и представители СРО, отмечая значимость и объем проделанной работы, считают, что пока правительству не стоит принимать управленческие решения, основываясь на выводах доклада. Документ необходимо доработать с учетом позиций и мнений профессиональных сообществ.

Согласно исследованиям мин экономразвития, саморегулирование, несмотря на перегибы в отдельных отраслях, все же демонстрирует свои плюсы. В частности, бизнес получил больше свободы, а государство существенно сократило свои расходы на регулирование и контроль в сферах, где образованы СРО. Сегодня в России действуют 673 саморегулируемые организации, 525 из них созданы в отраслях, где членство участников рынка в СРО является обязательным. В отраслях, где это необязательно, бизнес не спешит объединяться в СРО, по всей стране зарегистрировано всего 138 СРО.

Причем половина из них действует в системе недвижимости и ЖКХ.

Минэкономразвития от саморегулирования ожидает все же большей активности, чем сейчас. Особенно ведомство беспокоит слабая работа в области стандартизации, практическое отсутствие процедуры досудебного регулирования споров, рассмотрения жалоб и компенсации третьим лицам. Мертвые компенсационные фонды (КФ), объемы которых явно недостаточны для покрытия возможного ущерба. Недостаточные требования к раскрытию информации о СРО и ее членах, отсутствие на законодательном уровне административной ответственности лиц, входящих в СРО, в том числе и руководства СРО. Помимо этого в докладе говорится о практически полном отсутствии контроля за деятельностью СРО. И это общие проблемы, есть еще вопросы и недовольства в конкретных отраслях. Больше всех досталось строителям, именно они, по мнению минэкономразвития, пролоббировали поправки, существенно меняющие концепцию института саморегулирования в целом.

Сами строители считают, что минэкономразвития немного сгустило краски.

"Отдельные выводы доклада в отношении сложившейся системы саморегулирования в строительной отрасли справедливы, - говорит Виталий Федоров, президент СРО Некоммерческое партнерство строителей малого и среднего бизнеса. - Во многом это связано с периодом становления и совершенствования модели саморегулирования. Для строительной отрасли действующая модель, несмотря на ее отдельные недостатки, сегодня позволяет достаточно эффективно решать задачи, поставленные перед СРО по регулированию отрасли".

При этом, как заметил эксперт, в ходе совершенствования законодательства в области саморегулирования необходимо сделать акцент не на изменение механизма установления перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, не на его градации, а на необходимость повышения роли страховых механизмов в обеспечении ответственности строительных организаций и развитие системы персональной профессиональной ответственности.

Татьяна Шалина, директор НП "СРО "Альянс Строителей", не согласна с выводом доклада об отсутствии контроля за деятельностью СРО. "Это не так. Ростехнадзор проводит плановые проверки деятельности каждой зарегистрированной СРО один раз в два года, а по жалобе третьих лиц может провести и внеплановую. Инициировать проверку СРО может и Национальное объединение по жалобе, в том числе физических лиц. Уровень контроля достаточно высокий", - отмечает она.

Как заявил Виталий Федоров, строители согласны с необходимостью уточнения федерального законодательства в части механизмов работы с компенсационным фондом СРО, поскольку не все вопросы урегулированы в должной степени, в том числе вопросы размещения КФ, налогообложения, обеспечения прозрачности управления средствами КФ СРО. Необходимо поддержать изменения законодательства, которые сформируют логичную и прозрачную систему контроля за деятельностью СРО и предложения по развитию механизмов внесудебного регулирования споров в СРО.

Помимо строителей, разбор полетов получили оценщики, арбитражные управляющие, аудиторы (у всех членство в СРО является обязательным). "Полностью согласен с предложением МЭР о необходимости создания программного комплекса, включающего в себя единый реестр оценщиков и СРО, - говорит Александр Иванов, заместитель гендиректора компании "Нексиа Пачоли Консалтинг". - Сегодня как заказчику оценочных услуг, так и работодателю оценщика приходится прикладывать немало усилий для получения подробной информации об оценщике. Например, некоторые СРО предоставляют информацию о своих членах только по письменному заявлению, а получить информацию о выявленных в ходе проверки СРО нарушениях оценщика практически невозможно".

И это не все проблемы, по словам эксперта, согласно законодательству об оценочной деятельности одной из основных функций СРО оценщиков является разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности. Сейчас не у всех СРО имеются эти стандарты и правила. При этом если в одной оценочной компании работают оценщики из разных СРО, возникают проблемы при выполнении Отчета об оценке оценщиками из разных СРО. Стандарты, какого СРО в данном случае необходимо использовать? "Наилучшим вариантом было бы создание Национальным советом по оценочной деятельности единых стандартов и правил оценочной деятельности, которые будут использовать члены всех СРО", - уверен Александр Иванов.

Арбитражные управляющие считают, что в целом доклад минэкономразвития о СРО арбитражных управляющих отражает реальную картину состояния рынка несостоятельности и подчеркивает основные проблемные вопросы, которые необходимо решать для дальнейшего развития.

"Министерством отмечено предложение некоторых СРО об ограничении возможности перехода арбитражных управляющих, допустивших неоднократные нарушения закона и внутренних стандартов СРО из одной организации в другую, - рассказал Максим Никулин, руководитель аппарата НК СРО арбитражных управляющих "Меркурий". - Это очень важный момент. Хотелось бы поддержать данную инициативу. И, как правильно отмечено, Национальное объединение должно взять данный вопрос под контроль. Начать можно с организации в рамках Российского союза реестра арбитражных управляющих, исключенных за нарушение закона и внутренних документов СРО, а затем принять федеральный стандарт. Это вызвано тем, что недобросовестные арбитражные управляющие пользуются данной лазейкой и, допустив нарушения, перебегают в СРО, которые нуждаются в арбитражных управляющих и закрывают глаза на их историю. К чему это приводит - всем понятно".

При этом у арбитражных управляющих есть вопросы, связанные с налогообложением. По мнению Максима Никулина, изменение статуса арбитражного управляющего с индивидуального предпринимателя на статус субъекта профессиональной деятельности не должно повлиять на существующую систему налогообложения лиц, осуществляющих деятельность в качестве арбитражного управляющего.

Аудиторы пока аккуратны в своих высказываниях.

"Саморегулирование в аудите было введено относительно недавно, поэтому, возможно, действительно рано делать окончательные выводы об эффективности нового механизма регулирования отрасли, - считает Ольга Горячева, исполнительный директор компании "Нексиа Пачоли". - Однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на трудности, аудиторский рынок в целом очень положительно воспринял переход к саморегулированию".

А трудности, по мнению эксперта, все же есть. "Прежде всего необходимо законодательно закрепить создание и деятельность национального органа, включающего представителей всех СРО, - считает Ольга Горячева. - Только это позволит решать проблемы, требующие выработки единого подхода на уровне всего рынка, в первую очередь в области осуществления контроля качества, обучения и повышения квалификации аудиторов. Пока не совсем понятно (в отсутствии норм, регулирующих минимальный размер взноса в КФ, порядок его формирования и размещения), насколько КФ сможет покрыть возможные риски. В том числе и поэтому два из шести существующих СРО уже приняли решение об обязательном страховании профессиональной ответственности членов СРО".

Как пояснила Ирина Соколова, руководитель департамента контроля качества АКГ "Интерком-Аудит", сейчас в аудите субъектами деятельности являются как аудиторские организации, так и аудиторы - физические лица. "Вряд ли можно согласиться с тезисом минэкономразвития о желательности в долгосрочной перспективе перехода к признанию субъектами аудиторской деятельности только физических лиц, являющихся членами СРО и застраховавших свою ответственность, аналогично тому, как сейчас организовано саморегулирование в сфере оценки". Такая ситуация, по словам эксперта, и для сферы оценки признается многими экспертами достаточно неестественной. Юридическое лицо - не просто способ организации деятельности физических лиц, как полагает минэкономразвития. Аудит, как и оценка, - бизнес, во многом построенный на доверии клиента к бренду и репутации компании. "Именно созданная в аудиторской компании многоуровневая и всесторонняя система контроля качества обеспечивает гарантии соответствия предоставляемых ее специалистами услуг федеральным стандартам, стандартам СРО, - отметила Ирина Соколова. - Это подтверждается и отношением клиентов при выборе аудитора, которые при проведении конкурсов оценивают репутацию и опыт именно аудиторской компании, требуют сертификаты соответствия ее системы менеджмента качества стандартам ISO и т.д.".

Источник:
"Российская Бизнес-газета" №785 (3) от 25 января 2011 г.

Все новости

Copyright © 2005,
Российская коллегия оценщиков
Создание сайта:
119017, Москва,
Малая Ордынка, дом 13, строение 3;
Телефоны: (495) 951-03-20, 951-51-60, 951-56-58, 748-20-12