Здоровая среда оценки
РКОНаблюдательный советОрганам властиКорпоративным клиентам
Найти членов РКО





События РКО

24 декабря 2007

Общественная палата Российской Федерации считает концептуально ошибочной действующую редакцию Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

«ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественной палаты Российской Федерации
по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации»1

(утверждено протоколом опроса членов Общественной палаты № 27-П от 25 июня 2007 г., направлено в Государственную Думу ФС РФ)

Общественная палата Российской Федерации рассмотрела проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и поддерживает данный законопроект.

Законопроект соответствует общим требованиям гражданского законодательства Российской Федерации и направлен на устранение концептуальных правовых ошибок, которые были допущены в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 157-ФЗ от 27.07.2006г. (далее – Закон). Предлагаемые изменения существенно повышают имущественную ответственность субъектов оценочной деятельности, гарантии прав потребителей оценочных услуг, а также создают условия для инновационного развития оценочной деятельности, повышения  качества оценочных услуг и роста конкурентоспособности отечественных производителей оценочных услуг.

1. Важной составляющей данного законопроекта является установление новых концептуальных подходов при определении оценочной деятельности. Квалификация оценочной деятельности в качестве предпринимательской соответствует гражданско-правовой природе данного вида деятельности, его  целям и задачам.

Оценочная деятельность не носит публичного характера. Ее субъектами следует считать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой связивключение юридических лиц в состав субъектов оценочной деятельности, предусмотренное законопроектом, полностью соответствует положениям гражданского законодательства.

Закрепленная Законом конструкция ответственности за результаты оценки физического лица (оценщика), находящегося в трудовых отношениях с юридическим лицом, заключившим договор на проведение оценки, является не правильной и не соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим ответственность субъектов гражданских правоотношений за нарушение обязательств. Законопроект устраняет эту концептуальную правовую ошибку. 

Кроме того, необходимо иметь в виду, что гражданско-правовая ответственность оценщика -юридического лица как стороны по договору на проведение оценки за результаты оценки является повышенной и более предпочтительной по сравнению с такой же ответственностью оценщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, за нарушение обязательства, исполняемого вне рамок осуществления предпринимательской деятельности, оценщик - физическое лицо несет ответственность, только будучи виновным. За нарушение такого же обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности оценщик – юридическое лицо несет ответственность и при отсутствии вины. При этом размер возмещения вреда, причиненного физическим лицом, с учетом его имущественного положения может быть уменьшен судом.

Юридические и физические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Однако, при этом гражданско-процессуальное законодательство устанавливает виды имущества физического лица, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, тем самым, ограничивая его ответственность за нарушение обязательств.

Законопроект   увеличивает в 100 раз минимальный размер страховой суммы, на которую оценщик обязан застраховать свою ответственность. При этом размер обязательного взноса оценщика в компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков, а также размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованиям к одному оценщику по одному страховому случаю увеличивается в 2 раза, что существенно позволит повысить гарантии прав потребителей оценочных услуг.

2. Законопроект создает условия для инновационного развития оценочной деятельности, повышения качества оценочных услуг и роста конкурентоспособности отечественных производителей оценочных услуг.

Определяющей основой развития отечественной оценки в условиях жесткой международной конкуренции является использование в оценочной деятельности научных и технологических преимуществРоссии.  В сфере оценочной деятельности, которая за 15 лет своего развития в России превратилась в высокоинтеллектуальный и ресурсоемкий технологический процесс, это означает разделение труда, специализацию, применение информационных технологий, а также современную организацию процесса оценки, включая внедрение системы управления качеством.

Субъектом развития технологий и управления качеством в оценке является оценочная организация – юридическое лицо. Физическое лицо, даже самое квалифицированное и талантливое, не способно обеспечить современную организацию оценки на базе разделения труда, специализации, применения современных информационных технологий и контроля качества исполнения, не только для масштабных, но и для стандартных проектов.

В этой связи Общественная палата Российской Федерации полностью поддерживает концептуальные положения законопроекта, наделяющие юридических лиц правами субъекта оценочной деятельности, и считает данное положение принципиально важным и необходимым условием инновационного развития оценочной деятельности, повышения качества и роста конкурентоспособности отечественных производителей оценочных услуг. Такое законодательное решение важно и в свете вступления России в ВТО.»

 

_____________________
1 Данный законопроект в июне 2007 года был внесен в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации и направлен на отзыв в Правительство Российской Федерации.

 

Данное заключение размещено 23.12.07 г. на официальном сайте Общественной палаты по адресу: http://oprf.ru/files/expertizi/27.doc



Все события

Copyright © 2005,
Российская коллегия оценщиков
:
119017, Москва,
Малая Ордынка, дом 13, строение 3;
Телефоны: (495) 951-03-20, 951-51-60, 951-56-58, 748-20-12